Премьера недели: «Робот Чаппи» Нила Бломкампа смотреть жаждут все

Премьера недели: «Робот Чаппи» Нила Бломкампа смотреть жаждут все. Вчера, 12 марта, в украинский прокат вышел фантастический боевик режиссера Нила Бломкампа «Робот Чаппи». Кинообозреватель Forbes Арсений Князьков посмотрел картину и рассказывает, почему не стоит выбегать из кинотеатра сразу после начала ленты.

2016 год. Улицы Йоханнесбурга патрулируют вооруженные роботы, и статистика гласит, что с организованной преступностью почти покончено. Бандиты (которые, разумеется, никуда не делись) робокопов не любят, и еще меньше их любит разработчик механического полицейского предыдущего поколения, грустного неуклюжего гиганта по имени «Лось». Фильм, однако, не о «Лосе» и не о бандитских разборках, а о бывшем роботе-полицейском, которому молодой программист-энтузиаст решает во имя прогресса вставить в голову флешку с разумом.

Наверное, не стоило Бломкампу начинать свой третий фильм с нескольких псевдо-интервью – почти ничего не сообщающих зрителю, зато сходу отсылающих к дебюту режиссера, экстраординарной малобюджетке о гетто для инопланетян «Район №9». Допрыгнуть до планки, поставленной таким дебютом – нешаблонным, остроумным, интригующим – непросто, и критики со всего мира только и рады разбить режиссера в пух и прах просто за попытку. «Чаппи», действительно, не хватает зрителя за горло сходу, как это делал «Район», – но, если дать ему время и не выбегать из кинозала в возмущении через пятнадцать минут, тоже способен удивить.

«Чаппи» – в первую очередь роман воспитания, и только потом уже научная фантастика.

Бломкамп снова снимает кино о жизни в неблагополучных кварталах – но выбирает новую точку обзора. «Район №9» был о нетерпимости, «Чаппи» же, будучи сказкой об искусственном мальчике, вообще не касается вопроса интеграции железного истукана в общество «настоящих людей». Главная проблема для робота-подростка заключается в субкультурной инициации: быть ему компьютерным задротом, как «создатель», или крутым плохишом, как выразительные приемные родители из любимой модной молодежью хип-хоп-группы Die Antwoord. «Чаппи» – в первую очередь роман воспитания, и только потом уже научная фантастика: на то, что ты робот, в городе, где в одном котле перемешаны все расы и человеческие типы, внимания не обращают. Какие на тебе татуировки и как ты жестикулируешь, когда разговариваешь, – вот что идет в расчет.

Не только в этом история этого робота отличается от многих других. Многолетняя традиция мировой научной фантастики (в 2015-м представленная, к примеру, триллером Алекса Гарленда «Ex_Machina», трейлер которого в украинских кинотеатрах крутят перед «Чаппи») учит нас бояться искусственных людей. В лучшем случае, они могут, как в «Терминаторе», спустя полтора фильма после начала франшизы кое-как доказать, что стоят нашего высокого доверия. Бломкамп снимает всем традициям назло: человека, в юные годы наблюдавшего аутентичные южноафриканские банды в деле, как-то не тянет провозглашать высокие технологии главным злом на нашей несчастной планете.

Малоприметные на первый взгляд (и спрятанные за вполне блокбастерными операторскими и сценарными штампами, которые Бломкамп любит и охотно использует) мировоззренческие сдвиги и делают «Чаппи» зрелищем, совершенно особенным по сравнению с типовой для наших дней комикс-фантастикой: он не лишен своих шероховатостей и сюжетных огрехов, но ничего подобного ему на экранах все равно не будет, пока Бломкамп не снимет еще один фильм (а им будет, скорее всего, пятый «Чужой»!).

В конце концов, робот Чаппи – самый симпатичный герой во всей пока небольшой фильмографии режиссера. Ради него Бломкамп поступается своими обычными пессимистическими настроениями и дарит человечеству шанс на будущее – а робот с золотой цепью в этом религиозном финале оказывается одновременно пророком, пастырем и подопытной овечкой. Будущее в компании искусственного интеллекта все-таки будет светлым – главное, вовремя менять ему батарейки.